Статьи

«Развитие речи через русский народный фольклор»

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Взаимосвязь фонетической, лексической, грамматической стороной речи является важнейшим условием формирования связной речи. Ведь своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из условий нормального развития ребенка. К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями в результате воздействия какого-либо потенциального фактора.

Я считаю, что наиболее эффективным средством в развитии речи детей среднего возраста  является народное творчество (фольклор).

Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказки или песни оказываются необычными, вызывают в  сознании детей зримые картины, вещи получают особую окраску и значение. Ребята оживают, а совершаемые ими действия вдруг становятся как бы реально происходящими.

Свою практическую деятельность с детьми я строю на следующих основных принципах:

— возрастные особенности;

— на тщательном отборе материала;

— интеграции работы с различными направлениями и видами деятельности;                             
—  активного включения детей и родителей.

Для себя я выявила основные актуальные задачи:

— определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения;

— проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;

— показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.

Несомненно, эту работу необходимо осуществлять на всех возрастных этапах при условии чёткой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов.

Свои занятия по речевому развитию я всегда начинаю с зарядки для язычка:

После зарядки язычка  проговариваем потешки, готовимся к ходу занятия, это очень помогает настроиться ребенку на восприятие  информации и поднимает рабочее настроение:

Тише, тише, тишина,

Разговаривать нельзя.

А кто будет говорить,

Того будем выводить,

Выводить, наказывать,

Слезы не показывать.

 

Чики-чики, чики-чок,

Где ты, дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим, Помолчим…

Слышишь, добрый старичок?

Тишина! Пришел Молчок!

Не спугни его, смотри,

Ничего не говори.

 

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи. Потешки помогают наладить эмоциональный контакт. Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, многому учит. Сколько много знаний дети получают при ознакомлению с окружающим миром.

Очень хорошо воспринимается фольклер в физминутках. Детям очень нравятся :

«старинная гимнастика»

Тушки-татушки, испекли ватрушки

(водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющий на тарелках),

На окно поставили

(руки с определённым усилием опускаются на животик)

Остывать оставили (машем ручками)

А пшеничный пирожок — он на опарышке взмешён

(нежно прощипать-промять от животика до плеч)

Так высо-о-оконько-высок!

(Ручки поднимаются к макушке)

Игра «Заря»

Заря – заряница, красная девица

По полю ходила, ключи обранила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Раз, два, три – беги!

 

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь, поэтому использование детского фольклора во время физминуток благоприятно действует на развитие речи детей. Чёткое проговаривание слов в сочетании с движениями делает игру интересной, занимательной.

Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами, а также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали всю информация во время занятия. Дети познают окружающий мир, фольклор способствует развитию речи.

Так же я выделила цель взаимодействия с родителями – объединить усилия взрослых для успешного развития речи детей.

Взаимодействие с родителями осуществляется в рамках специальных мероприятий:

  1. Индивидуальные встречи с родителями, систематически проходящими в течение года.
  2. Работа с подгруппой родителей, у детей, которых обнаружены схожие проблемы в речевом развитии.
  3. Создание игр и книжного уголка по развитию речи при участии родителей.
  4. Размещение педагогической странички педагогическом уголке с советами родителей по развитию речи.
  5. Консультации для родителей по развитию словаря, грамматического строя речи, фонематического строя, звуковой культуры речи:

а) Так для развития словаря рекомендую родителям читать познавательную литературу, рассматривать иллюстрации;

б) Просматривать семейные альбомы, рассказывая о родственниках, их профессиях;

в) Обязательно спрашивать у детей о прожитом дне (Чем тебя порадовал этот день? Чем огорчил? Чем удивил?);

г) Использовать игровые упражнения «Зимние словечки», «Вежливые слова», «Назови предмет», «Какой он»;

д) Для развития грамматического строя речи советую проводить игры «Помечтаем, что было бы…», «Я начну, а ты закончи», «Скажи одним словом», «Скажи наоборот»;

е) Советую разучивать скороговорки, которые помогают лучше и быстрее выработать артикуляционные механизмы, которые в дальнейшем помогают овладеть полноценной техникой речи.

  1. Проведение родительских собраний, на которых родители делятся своим опытом по развитию речи детей.
  2. Совместное участие родителей и детей в праздничных утренниках, спортивных состязаниях, театрализованных представлениях.

Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку «Отправить комментарий», я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности этого сайта