Статьи

«Развитие речи через русский народный фольклор»

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Взаимосвязь фонетической, лексической, грамматической стороной речи является важнейшим условием формирования связной речи. Ведь своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из условий нормального развития ребенка. К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями в результате воздействия какого-либо потенциального фактора.

Я считаю, что наиболее эффективным средством в развитии речи детей среднего возраста  является народное творчество (фольклор).


Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказки или песни оказываются необычными, вызывают в  сознании детей зримые картины, вещи получают особую окраску и значение. Ребята оживают, а совершаемые ими действия вдруг становятся как бы реально происходящими.

Свою практическую деятельность с детьми я строю на следующих основных принципах:

  — возрастные особенности;

— на тщательном отборе материала;

— интеграции работы с различными направлениями и видами деятельности;                             —  активного включения детей и родителей.

Для себя я выявила основные актуальные задачи:

— определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения;

— проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;

— показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.

Несомненно, эту работу необходимо осуществлять на всех возрастных этапах при условии чёткой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов.

Свои занятия по речевому развитию я всегда начинаю с зарядки для язычка:

 

После зарядки язычка  проговариваем потешки, готовимся к ходу занятия, это очень помогает настроиться ребенку на восприятие  информации и поднимает рабочее настроение:

Тише, тише, тишина,

Разговаривать нельзя.

А кто будет говорить,

Того будем выводить,

Выводить, наказывать,

Слезы не показывать.

 

Чики-чики, чики-чок,

Где ты, дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим, Помолчим…

Слышишь, добрый старичок?

Тишина! Пришел Молчок!

Не спугни его, смотри,

Ничего не говори.

 

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи. Потешки помогают наладить эмоциональный контакт. Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, многому учит. Сколько много знаний дети получают при ознакомлению с окружающим миром.

Очень хорошо воспринимается фольклер в физминутках. Детям очень нравятся :

«старинная гимнастика»

Тушки-татушки, испекли ватрушки

(водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющий на тарелках),

На окно поставили

(руки с определённым усилием опускаются на животик)

Остывать оставили (машем ручками)

А пшеничный пирожок — он на опарышке взмешён

(нежно прощипать-промять от животика до плеч)

Так высо-о-оконько-высок!

(Ручки поднимаются к макушке)

Игра «Заря»

Заря – заряница, красная девица

По полю ходила, ключи обранила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Раз, два, три – беги!

 

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь, поэтому использование детского фольклора во время физминуток благоприятно действует на развитие речи детей. Чёткое проговаривание слов в сочетании с движениями делает игру интересной, занимательной.

Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами, а также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали всю информация во время занятия. Дети познают окружающий мир, фольклор способствует развитию речи.

Так же я выделила цель взаимодействия с родителями – объединить усилия взрослых для успешного развития речи детей.

Взаимодействие с родителями осуществляется в рамках специальных мероприятий:

  1. Индивидуальные встречи с родителями, систематически проходящими в течение года.
  2. Работа с подгруппой родителей, у детей, которых обнаружены схожие проблемы в речевом развитии.
  3. Создание игр и книжного уголка по развитию речи при участии родителей.
  4. Размещение педагогической странички педагогическом уголке с советами родителей по развитию речи.
  5. Консультации для родителей по развитию словаря, грамматического строя речи, фонематического строя, звуковой культуры речи.

а) Так для развития словаря рекомендую родителям читать познавательную литературу, рассматривать иллюстрации.

б) Просматривать семейные альбомы, рассказывая о родственниках, их профессиях.

в) Обязательно спрашивать у детей о прожитом дне (Чем тебя порадовал этот день? Чем огорчил? Чем удивил?).

г) Использовать игровые упражнения «Зимние словечки», «Вежливые слова», «Назови предмет», «Какой он».

д) Для развития грамматического строя речи советую проводить игры «Помечтаем, что было бы…», «Я начну, а ты закончи», «Скажи одним словом», «Скажи наоборот».

е) Советую разучивать скороговорки, которые помогают лучше и быстрее выработать артикуляционные механизмы, которые в дальнейшем помогают овладеть полноценной техникой речи.

  1. Проведение родительских собраний, на которых родители делятся своим опытом по развитию речи детей.
  2. Совместное участие родителей и детей в праздничных утренниках, спортивных состязаниях, театрализованных представлениях.

Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *