Эссе

Сущность социального партнёрства педагогов с родителями в современных условиях ДОУ.

Социальное партнерство общественной организации и образовательного учреждения является актуальной педагогической проблемой, так как результативность его реализации существенным образом влияет на качество образования и личностное развитие подрастающего поколения, от которого, в свою очередь, зависит прогресс общества в целом.

Социальное партнерство в широком смысле — это совместно распределенная деятельность социальных элементов, представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности.

Социальное партнерство в сфере образования рассматривается исследователями как взаимодействие участников образовательного процесса, решающих задачу перевода потенциальных форм системы образования в актуальные, обеспечивая позитивные изменения в образовательной сфере.


Для нашего исследования важную роль играет средовой подход к воспитанию, который в качестве способа познания и развития личности ребенка предполагает систему действий со средой, превращающих ее в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата. Социальное партнерство в сфере образования рассматривается не только как партнерство внутри системы образования, но и как партнерство, в которое вступают образовательные учреждения с представителями иных социальных институтов.

К основным принципам социального партнерства в системе образования детей относятся также: равноправие и заинтересованность сторон, доверительные отношения при принятии решений, договоров и соглашений; совместная деятельность; сотрудничество; добровольность и взаимная ответственность; уважение и учет интересов участников; добросовестное выполнение принятых на себя обязательств и т.д.

Процесс воспитания личности начинается с первых шагов маленького человека, его первых ощущений и переживаний, первого опыта общения с окружающим, пока совершенно не знакомым ему, миром. Среда, открывая перед ребенком безграничные возможности для познания, становится источником формирования и развития его эмоций, чувств, эстетических интересов и предпочтений, умений и способностей для активного и творческого освоения и изменения окружающей действительности. В связи с этим особую роль приобретает система отношений межу структурными компонентами социокультурной среды, а также взаимодействие участников процесса культурной социализации ребенка, главными из которых являются образовательное учреждение и семья.

В определении роли и значения семьи как первого и наиболее важного социального института в развитии личности, мы обращаемся к идеям народной педагогики (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский), рассматривающей мир внутренних семейных отношений, в которых растет и развивается ребенок как жизненно важное пространство, характеризуемое неповторимой атмосферой родственных эмоциональных связей, своим укладом, стилем жизни, любовью родителей, родных и близких, обеспечивающих ребенку защиту и психологический комфорт, жизненную опору, возможность приобщения к национальным традициям и общекультурным ценностям.

Переход к личностно-ориентированной модели в образовании обусловил необходимость перевода взаимодействия между образовательным учреждением и родителями на качественно иной, партнерский уровень взаимоотношений, подразумевающий согласованную позицию на всех этапах совместных действий от планирования до оценки результата, предполагающий координацию усилий, ответственность за результат воспитания ребенка, как сотрудников образовательного учреждения, так и родителей.

Внимание государства к вопросам взаимодействия педагогов и родителей как участников процесса развития ребенка, формирования его личностных компетенций, необходимых для построения системы отношений с окружающим миром, отражено в основных государственных законах Российской Федерации (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Закон «Об образовании»), а также в нормативных актах, регламентирующих социальное партнерство участников образовательной деятельности на всех этапах развития ребенка до поступления его в школу. (Приказы Минобразования науки России от 23 ноября 2009 г. № 655, «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», от 20.07.2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»).

Построение качественно новой системы отношений между педагогами и родителями предполагает проведение анализа текущей образовательной ситуации, направленного на изучение мнения родителей о характере взаимодействия с педагогами, что позволит изменить подходы в установлении контактов, изменить взгляд родителей на собственные педагогические возможности в развитии ребенка.

Доминирование одной из сторон должно уступить место союзу двух равных участников единого образовательного процесса, центром которого должен стать ребенок, его интересы, образовательные потребности и возможности.

Данные, полученные в ходе аналитического этапа, позволили выявить противоречия между:

– социальным заказом, определяющим необходимость конструктивного изменения подходов к построению взаимодействия между педагогами и родителями, и отсутствием готовности участников образовательного процесса к осуществлению перевода сложившихся отношений в русло социального партнерства;

– необходимостью участия семьи, как представителя самого близкого и значимого для ребенка, культурного социума, в решении задач эстетического воспитания, и преобладающим низким уровнем интереса родителей к данной проблеме;

– потенциальными возможностями отдельных родителей осуществлять партнерское сотрудничество с педагогами в процессе формирования у детей эстетического отношения к окружающему миру и недостаточным вниманием к использованию опыта родителей в образовательной деятельности с детьми.

Выявленные противоречия позволили определить основные направления и содержание деятельности на этапе проектирования системы социального партнерства педагогов с родителями. Реализация проектировочного этапа предполагала решение следующих задач:

  1. Повышение квалификации педагогов по проблеме социального партнерства с родителями.

В ходе проведения различных обучающих семинаров, конференций, а так же участвуя в проведении консультаций-практикумов, мастер-классов педагоги осваивали нетрадиционные формы работы с родителями; создавая модель социального партнерства, принимали активное участие в деятельности творческих и проектировочных групп.

  1. Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей по вопросам эстетического воспитания детей.

Решение данной задачи обозначило необходимость организации деятельности «Школы родительских наук». Этому предшествовала большая предварительная работа, включающая изучение интереса родителей к тематике планируемых занятий, формам их проведения, возможности представления на этих занятиях опыта семейного воспитания по исследуемой проблеме («Что бы Вы хотели узнать для себя нового на занятиях Школы?», «Чему бы Вы хотели научиться новому на занятиях Школы, для того, чтобы потом научить этому своего ребенка?»).

Обязательной составляющей каждого занятия было активное общение родителей, в процессе которого каждый мог получить ответы на возникшие у него вопросы, высказать собственное мнение по обсуждаемой теме. Ярко выраженный эффект в формировании знаний и умений родителей по вопросам эстетического воспитания дошкольников имели проведенные педагогами мастер-классы.

Большое значение в организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблеме формирования у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру, имели средства наглядного информирования: материалы тематических стендов, родительских уголков, папок-передвижек.

Так же мы предусматривали установление обязательной обратной связи – получения со стороны родителей оценки значимости для них этой информации, сведений о том, как и где она используется ими в построении взаимодействия с детьми. Сбор оценочных данных осуществлялся в ходе проведения опросов, анкетирования, изучения записей в книге отзывов и предложений, комментариев родителей, представленных на сайте образовательного учреждения. Полученные сведения позволяли определить степень эффективности информационно-просветительской работы с родителями, служили основанием для выбора тем и содержания дополнительных индивидуальных встреч с родителями .

  1. Определение роли и участия каждой семьи в образовательной деятельности.

Полученные в ходе аналитического этапа данные позволили распределить весь родительский состав на три условные подгруппы («A», «B», «C»). Основанием данного распределения явился показатель готовности к социальному партнерству с педагогами.

В состав группы «C» вошли родители с низким уровнем интереса к проблеме воспитания детей; со слабо выраженной родительской позицией либо с отсутствием таковой; не готовые и не проявляющие интереса к социальному партнерству с педагогами.

Группа «B» была сформирована из числа родителей, владеющих определенной информацией по актуальной проблеме; к роли социальных партнеров проявляют интерес, но пока не готовы конкретизировать свое ролевое участие в образовательной деятельности с детьми.

В группу «А» вошли родители, уделяющие большое внимание вопросам воспитания своих детей; владеющие определенным опытом творческого развития ребенка в семье; проявляющие большой интерес к образовательной деятельности по данному направлению и готовые принять в ней активное участие.

Формирование данных групп явилось основанием для определения двух направлений деятельности в построении социального партнерства с родителями:

  1. Активизация родительского интереса к проблеме воспитания детей, мотивация родителей к участию в социальном партнерстве с педагогами в формировании эстетического отношения детей к окружающему миру.
  2. Изучение и активное использование опыта семейного воспитания в реализации социального партнерства с родителями по формированию у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру.

Основным принципом построения социального партнерства семьи и ДОУ становится осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье.

Реализация данного принципа в контексте нашего исследования заключалась в выборе необходимых способов мотивации родителей к участию в образовательной деятельности с детьми, реализации педагогического потенциала каждой семьи.

Проявление интереса родителей к проблеме эстетического отношения дошкольников к окружающему миру, их готовность принимать участие в образовательной деятельности с детьми нашли свое отражение при создании предметного развивающего пространства образовательного учреждения. Оснащены всем необходимым малые развивающие зоны для самостоятельного творчества детей. Расширено содержание наглядно-иллюстративного сопровождения образовательной деятельности с детьми.

Активность, проявленная родителями в наполнении содержания предметной развивающей среды, находила продолжение в их участии при подготовке и проведении тематических занятий с детьми, досугов,.

Своеобразной образовательной традицией стало проведение конкурсов детского творчества с обязательным представлением работ детьми, а также родителями. Это явилось эффективным педагогическим приемом в формировании у детей умения определять цель своей творческой деятельности, планировать результат и выбирать наиболее оптимальные способы его достижения, у родителей – способности видеть динамику и качественные изменения в развитии эстетического восприятия ребенка, его художественно-творческих способностей. Результатом использования данного приема стало активное и результативное участие детей и их родителей в многочисленных городских конкурсах детского творчества.

Приложение.

 

Примерные вопросы для диагностики взаимодействия в системе педагог-родитель.

1 Как часто вы общаетесь с родителями воспитанников? На какие темы?

2 Какие эмоции вы испытываете при общении с родителями воспитанников?

3 Какие ваши профессиональные качества вы проявляете при общении с родителями воспитанников?

4 Какие ваши личностные качества вы проявляете в общении с родителями воспитанников?

5 Из-за чего, как правило, возникают разногласия, недопонимание с родителями воспитанников?

6 Что бы вы хотели изменить в общении с родителями воспитанников?

Заключение

 

В настоящее время становится все более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества с основными социальными заказчиками — родителями воспитанников.

В ходе экспериментальной деятельности, мы целенаправленно обратили внимание на процесс построения взаимодействия в системе педагог-родитель.

Целенаправленная, систематическая работа с педагогами позволила достичь определенных результатов в деятельности по укреплению партнерства с родителями воспитанников. Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями воспитанников является важным направлением деятельности ДОУ по установлению сотрудничества с родителями воспитанников. Крайне значимым в этом процессе является пересмотр содержания и форм работы с педагогами с учетом их личностных особенностей, конкретных причин трудностей в общении, а также введением активных, нетрадиционных форм взаимодействия с коллективом.

 

Список литературы

 

  1. Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей. [Текст] / Т.Н. Доронова.– М., 2005г.
  2. Мануйлов, Ю.С. Воспитание средой: Сборник статей. [Текст] /  Ю.С. Мануйлов.– Н. Новгород, 2003г.
  3. Панкова,Т.А. Воспитательные системы: основы конструирования: учебно-методическое пособие  [Текст] /Т.А. Панкова. – Оренбург. 2005г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *